«Знак сквозь века» (носовые украшения арабов Узбекистана)

Арабская традиция ношения серьги в носовой перегородке пришла в Среднюю Азию вместе с арабскими поселенцами. Участвуя в арабских завоеваниях, одно из арабских племен оказалось в Северо-Западной Аравии, затем следовало направлению Великого шелкового пути через афганский Балх, Шибарган и Андхой и в X / XVI вв. обосновалось на территории Узбекистана.
В 2001 и 2004 г. мы оказались сначала в небольшом горном кишлаке Катта-Лангар, а потом и в поселке Джейнау Кашкадарьинской области Узбекистана, занимаясь историей одной из древнейших рукописей Корана, которую переселенцы также принесли с собой. Кварталы поселка сохранили названия афганских городов, откуда сюда пришли переселенцы-арабы. Они до сих пор пользуются в быту арабским языком и бережно сохраняют обычаи и традиции своих предков. Оказалось, что такого рода серьги для носовой перегородки служили и продолжают служить маркером этнической идентичности женщин, принадлежащих к арабским общинам Узбекистана.
В Джейнау мы познакомились с Муродуллой Саидовым, крупным организатором сельскохозяйственного производства, героем Узбекистана и создателем Арабского культурного центра. Именно благодаря его помощи в 2004 г. в Петербургской Кунсткамере прошла выставка «Jeynov − «Мы пришли». Арабы Узбекистана: образы традиционной культуры».
Подобные серьги для носовой перегородки были зафиксированы в мухафазе Дофар (Султанат Оман). Там они называются хасафа или хасама и указывают на изменения в статусе женщины в рамках ритуалов перехода: в период полового созревания девушке прокалывали носовую перегородку для того, чтобы она могла носить подобную серьгу, вступив в брак.

Фото Татьяны Федоровой, участницы нашей экспедиции 2004 г.

МИК 03-1

МИК 03-2

МИК 03-2
Пролистать наверх