Культура есть память. Поэтому она связана с историей,
когда подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека,
общества и человечества.
Юрий Лотман
Близ фонаря, с оттенком маскарада,
лист жилками зелеными сквозит.
У тех ворот — кривая тень Багдада,
а та звезда над Пулковом висит.
Владимир Набоков
История создания
Хорошо известно, что геополитическое положение страны и особенности российской истории обусловили значительно более глубокую связь России с миром ислама, чем, например, в Западной Европе. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Коран находился в личных библиотеках таких державных правителей России, как Иван Грозный, Петр I, Екатерина Великая. Судьба публикаций, переводов и редких рукописей Корана также нередко была связана с личными решениями первых лиц государства. Помимо известного во всем мире герба в виде двуглавого орла в России вплоть до середины XIX в. в сношениях с государствами Востока использовалась тугра, заключавшая в себе формулу би-‘инайати Рабби-л-‘аламин («Да споспешествует Господь миров!»).
Ислам является второй по численности верующих религией в России после христианства. Последователи ислама проживают практически во всех субъектах Российской Федерации и принадлежат к 40 различным этносам. На сегодняшний день число мусульман составляет 12% от населения страны с перспективой роста до 30% к 2030 г. Хорошо известны и связи, которые объединяют Российскую Федерацию и страны Центральной Азии и Кавказа. Сегодня на мусульманском направлении Россия проводит активную и успешную внешнюю политику, стремится к организации широкого взаимодействия со странами исламского мира.
Острейшее идеологическое противоборство внутри мировой исламской общины не минует и нашу страну. Сегодня как никогда важно создание динамичных площадок, способных генерировать актуальную для российских мусульман культурную программу, представлять всему обществу достижения исламской цивилизации, способствуя тем самым развитию межкультурного диалога. Культурные богатства музеев Санкт-Петербурга, научная база, существующая в городе, позволяют достаточно быстро создать такую площадку. Так возникла идея создания в нашем городе Музея исламской культуры, важного не только для всё увеличивающейся социальной группы, объединяющей мусульман, но и как центр «мягкой силы», направленной как внутрь страны, так и вовне.
Несмотря на наличие в музеях страны богатейших коллекций, связанных с миром ислама, в России до сих пор нет профильного государственного музея. Можно говорить лишь о разделах, отдельных залах и экспозициях. При этом исторически сложилось так, что важнейшие в России коллекции, связанные с миром ислама, сформировались в Санкт-Петербурге (см., например, тут). Сегодня речь идет о создании в Санкт-Петербурге нового музея, который по уровню своих экспозиций и технического оснащения, значению научно-исследовательской составляющей и роли в культурной жизни города не будет уступать ведущим государственным музеям, а по своей культурной мобильности должен соответствовать профильным частным институциям.
31 мая 2019 г. директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России академик М. Б. Пиотровский обратился к с письмом к Губернатору Санкт-Петербурга А. Д. Беглову с письмом в поддержку инициативы создания в городе нового музея. Письмо заканчивалось такими словами: «Полагаю создание такого музея должно еще более упрочить престиж Санкт-Петербурга, в том числе, как мирового исламоведческого центра. Просил бы Вас, многоуважаемый Александр Дмитриевич, поддержать данный проект и дать поручение рассмотреть возможность выделения на безвозмездной основе Музею-институту исламской культуры здания площадью 2–2,5 тыс. кв. метров в старом фонде Санкт-Петербурга. Что касается остальных вопросов по реализации инициативы, то намерены решать их установленным порядком». Инициативу официально поддержали также А. В. Головнёв, директор Петербургской Кунсткамеры, и В. М. Грусман, директор Российского этнографического музея.
Задачи и цели
Деятельность музея направлена на взаимодействие со всеми категориями посетителей (детьми, молодежью, семейной аудиторией, пенсионерами). Для каждой из категорий должна быть предложена эволюционирующая программа — от разовых мероприятий до годовых курсов. Предполагается создание специальных программ для посетителей с ограниченными двигательными возможностями. Статистика показывает, что сегодня наиболее заинтересованными посетителями и участниками разного рода выставочных и креативных проектов являются люди с высшем образованием 30—40 лет. В этой связи целый ряд программ нашего Музея будет сориентирован на эту аудиторию.
Основными целями в работе с посетителем являются:
— формирование представлений о многообразии и взаимовлиянии культур как процессе развития мировой цивилизации;
— формирование ценностных ориентиров, обеспечивающих самоидентификацию личности через этническое и конфессиональное сознание, семейные традиции, народную культуру;
— усвоение норм и правил терпимости к другому миропониманию, традициям, правилам поведения как основам социального взаимодействия в многонациональном обществе.
Комплексный музейный, научный, медийный и учебно-методический проект направлен на создание интегрированной среды, позволяющей в равной степени успешно:
— содействовать сохранению и изучению мусульманского культурного наследия России, освещать научные и культурные достижения российских мусульман;
— содействовать обеспечению широкого доступа к музейным собраниям и современным научным знаниям и достижениям музейного дела в области изучения и сохранения культурного наследия исламских народов;
— развивать и углублять в России изучение и понимание мира ислама, исламской цивилизации, проблем и перспектив ее развития;
— способствовать становлению правил терпимости к другому миропониманию, традициям, правилам поведения как основам социального взаимодействия в многонациональном обществе.
— пропагандировать российскую цивилизационную альтернативу, в основе которой лежит максима «Жить вместе, оставаясь разными»;
— способствовать культурному обмену и взаимодействию между Россией и мусульманским миром;
— развивать механизмы «научной и музейной дипломатии» и содействовать международной мобильности высококвалифицированных специалистов, сотрудничающих с СПбМИК;
— обеспечить проведение серии исследовательских программ по выявлению и введению в научный оборот культурного наследия исламских народов;
— обеспечить взаимодействие с крупнейшими университетскими центрами Санкт-Петербурга, университетами стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья по развитию образовательных ресурсов, подготовке высококвалифицированных исследовательских кадров, созданию профильной инфраструктуры и инструментария, содействовать организации преподавания соответствующих исторических дисциплин как в очном, так и в заочно-дистанционном формате.
Музей призван представлять мусульманскую цивилизацию во всем ее многообразии, рассказывая как о ее истории и роли в качестве «моста» между эллинизмом и эпохой Возрождения, так и о взаимодействии ислама с традиционными культурами Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Африки и Европы, о культуре, искусстве и традициях мусульманских народов, о феномене «северного ислама», вклад которого в сокровищницу исламской культуры необычайно интересен, но, к сожалению, недостаточно изучен. Находясь вне политических коллизий, МИК исповедует профессиональное кредо сохранения, познания и поддержания этнокультурного многообразия исламских народов, достояния каждого из них, его традиций, наследия и ценностей.
Научно-методическое обеспечение
Задача научно-методического обеспечения создания и развития музея возложена на лабораторию «Международный центр исламских исследований», созданную в 2017 г. в МАЭ РАН при участии Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, Московского Исламского института (учредитель Духовное управление мусульман Российской Федерации), Государственного музея истории религии и фонда AL MAQAM. Основой работы Центра является целевая программа «Межцивилизационное взаимодействие, этническая история и многообразие культурного наследия исламских народов мира в исторической динамике», разработанная МАЭ РАН во взаимодействии с рядом отечественных и зарубежных научных, учебных, музейных и аналитических центров.
В своей работе Музей будет также активно взаимодействовать с Восточным факультетом СПбГУ, Государственным Эрмитажем, Российским этнографическим музеем, Государственным музеем истории религии, Государственным музеем Востока, Российской национальной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Школой гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, Институтом востоковедения РАН, Институтом восточных рукописей РАН, Институтом стран Азии и Африки МГУ, Российским университетом дружбы народов, профильными учреждениями Москвы, Казани, Уфы, Махачкалы, Грозного и опираться на научные достижения их сотрудников.
Экспозиционно-выставочная политика
Музей будет открываться экспозицией, посвященной многонациональному Петербургу и истории мусульманской общины города. На протяжении 2018—2019 гг. Санкт-Петербургское отделение ВООПиК провело большую работу по сбору архивной информации о Музее «Старый Петербург», существовавшем в Доме Брюллова — Сюзора в начале ХХ века и выработке концепции музеефикации мемориальных помещений его лицевого флигеля. К этой работе были подключены Институт Петербурга, кафедра музееведения Института философии, отдел краеведения. Мы искренне благодарны Санкт-Петербургскому отделению Общества за готовность поделиться с нами собранными материалами, которые безусловно будут учтены при создании этой экспозиции.
Основой экспозиционной политики музея станут два типа проектов. Во-первых, это экспозиция, построенная на собственных коллекциях и собраниях, принадлежащих как частным коллекционерам, так и петербургским музеям. Речь идет о продолжительном, а в некоторых случаях — бессрочном (“on loan”) экспонировании посторонних коллекций. Во-вторых, это ежегодно обновляемые выставочные проекты, создаваемые в рамках взаимодействия с крупнейшими музейными центрами России, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ, других мусульманских государств. В этом отношении Музей должен стать совместным экспозиционно‐выставочным центром России и мусульманских государств, послужить основой создания крупных международных экспозиций (например, в рамках перекрестных «годов культуры»). Создание такого выставочного проекта послужит стартом для целого ряда культурных и научных мероприятий, связанных с представляемой страной (от недели традиционной кухни, кинопоказов и недели моды до лекций и научных конференций). Музей может и должен стать площадкой для совместной работы российских и зарубежных специалистов разных сфер науки, культуры и искусства.
Важную роль в создании экспозиционно-выставочных проектов должны сыграть новые информационные и музейные технологии, включая элементы интерактивности и дополненной реальности.
Отдельное пространство на экспозиции предполагается выделить для обновляемых мультимедийных проектов и «Выставки одного предмета».
Одним из приоритетных направлений работы нового Музея станет выставочная деятельность в регионах России и за рубежом, организация и участие в международных выставочных проектах, содействие показу за рубежом выставок, связанных с историей российского ислама и мусульманским наследием, которое хранится в российских частных и государственных собраниях. Здесь мы в первую очередь рассчитываем на партнерство с научными и музейными центрами Татарстана и Кавказа.
Музей как современное общественное пространство
Предполагается, что музей станет актуальным общественным пространством. Он будет местом для организации кинопоказов и кинофестивалей, концертов, лекций, спектаклей, показов мусульманской моды, уроков восточного танца и каллиграфии и пр. В России и Европе практически не знают остроактуальное изобразительное искусство Ирана, Саудовской Аравии, Турции, Ливана… Мы мало знаем и о достижениях деятелей культуры России и постсоветского пространства, истоки искусства которых так или иначе связаны с исламской цивилизацией, а ведь здесь живут и работают выдающиеся режиссеры и актеры, художники и скульпторы, дизайнеры и музыканты. Это, в том числе, и наследники искусства Чингиза Айтматова, Олжаса Сулейменова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Махмуда Эсамбаева, Муслима Магомаева… В музее будет работать и интересная для широкого круга читателей библиотека со свободным доступом к книгам. Планируется и создание обширной аудио- и видеотеки. Эта часть музея будет работать до 23:00.
Мы планируем организовать специальные культурные программы, по срокам проведения связанные с важнейшими мусульманскими праздниками: ид ал-фитр (ураза-байрам), праздником разговения, который отмечается в честь окончания поста месяца рамадан, ид ал-адха (курбан-байрам), праздником жертвоприношения, окончания хаджжа, который отмечается через 70 дней после праздника ураза-байрам и днём рождения пророка Мухаммада (мавлид). Речь идет о ярких культурных событиях (выступлениях музыкантов, кинопоказах, спектаклях), призванных способствовать созданию праздничного настроения у всех горожан, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности. Здесь мы, конечно же, надеемся на плодотворное взаимодействие с «Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России».
В 2022 г. Музей планирует принять самое активное участие в праздновании 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией, события, сыгравшего огромную роль в становлении ислама в качестве одной из ведущих религий России.
Эти направления работы музея основаны на опыте работы Фонда развития научных и культурных проектов AL MAQAM, который запомнился жителям и гостям Санкт-Петербурга в первую очередь фестивалем DAIRAFEST. Каждую осень фонд организует интересные лекции и необычные концерты, кинопоказы, выступления деятелей культуры России и мусульманских стран.
Научные проекты
Важнейшей научной задачей нового Музея является создание общедоступных баз данных, содержащих материалы о наследии мусульманских народов России. Вторым ключевым направлением научной работы Музея должно стать изучение многообразия исламского мира, в том числе суфийских практик и наследия, тесно связанного с локальной историей и культурой. Здесь предполагается регулярное проведение полевых исследований с целью получения качественно новых знаний о мусульманских народах и их культурах и приобретения музейных коллекций. В начале XX века академик В. В. Радлов, директор МАЭ, выдвинул и блестяще реализовал принцип «целенаправленного собирания коллекций путем научных экспедиций и командировок лиц, предварительно подготовленных к такой деятельности в музее» [1]
см. Матвеева П.А. «Все человечество едино»: В.В. Радлов и МАЭ. С. 126–127. Опираясь на этот опыт и разработанные методики сбора экспонатов, наш Музей разрабатывает обширную экспедиционную программу, которая явится продолжением работ, предпринятых в рамках Международного центра исламских исследований МАЭ РАН.
Научная программа Музея предполагает инициирование проектов, посвященных исследованию киберислама и киберэтнографии, проявлений этнической и религиозной идентичности в виртуальной среде, коммуникативных технологий религиозных и «этнических» практик, представленных в режиме онлайн.
Музей планирует осуществление собственной издательской программы, реализуемой во взаимодействии с ведущими издательствами, музейными, научными и учебными центрами. Статьи сотрудников музея будут на регулярной основе публиковаться в международном журнале “Manuscripta Orientalia” (Scopus), к изданию которого Музей планирует подключиться на постоянной основе.
Планируются публикации научно-популярных книг и создание видеофильмов, посвященных музейным коллекциям, экспедиционными и выставочными проектам.
Научная деятельность музея предполагает усиление международного и межрегионального характера исследований и разработок, в том числе на базе дальнейшего развития партнерства с ведущими зарубежными научными и образовательными центрами, музеями и международными организациями.
На базе музея предусматривается проведение научных конференции и круглых столов (будут функционировать большой и малый конференц-залы). Предусмотрены также обмен специалистами и научные стажировки.
Дорогие друзья!
Мы создаем общественный по своей природе музей, который возникает благодаря инициативе и поддержке целого ряда лиц и организаций, и, как таковой, будет являться в первую очередь институтом гражданского общества. При этом в середине января 2020 г. очень многих шокировала неожиданная реакция на информацию о готовности администрации Санкт-Петербурга, всемирно известного центра академического востоковедения, передать здание на Кадетской линии, д. 21 для создания здесь Музея исламской культуры и искусства. Петиция против создания музея, ксенофобская по своей сути и содержащая откровенно недостоверную информацию, собрала в сети свыше 11 тысяч подписей. Михаил Пиотровский в этой связи отметил: «Это говорит о том, что в нашем городе есть проблемы, о которых надо серьезно думать. Исламофобия — часть ксенофобий, которые сейчас распространяются как эпидемия. Мир отмечает рост юдофобии. Все слышали, как наш президент на это резко и эмоционально откликнулся. Повторю, Петербург строили люди разных религий и национальностей, в том числе и мусульмане. По сей день их здесь живёт немало. Много сил потрачено, чтобы в нашем городе был религиозный и этнический мир. Сегодня этот мир размывается. Эмоции могут быть взрывоопасными. Но мы имеем дело даже не со взрывом эмоций, а с наличием настроений, которые заставляют задуматься.
Если такое возможно здесь, что следует ожидать в других местах? Для того чтобы подобного не происходило, необходимы образование и культура. Сегодня книгу, написанную на арабском языке, многие готовы считать экстремистской литературой. Ясно, что центр исламского искусства очень нужен» [2]
Санкт-Петербургские ведомости, 29.01.2020.
Сегодня очевидно, что только все вместе мы сможем преодолеть такого рода явления, абсолютно неприемлемые ни в нашем городе, ни в нашей стране. Создатели Музея искренне благодарны всем тем, кто уже выразил свою поддержку его проекту. Мы убеждены, что история сложения нового Музея может стать еще одной блестящей страницей отечественной культуры и продолжить традицию русского меценатства, начатую братьями Третьяковыми, Морозовым, Мамонтовым, Штиглицем… Имена меценатов будут увековечены в названиях залов, экспозиций, коллекций, традиционных мероприятий, организуемых новым Музеем.
Музей исламской культуры и искусства в Санкт-Петербурге способен стать одним из важнейших центров культурной жизни мусульманских народов России, представлять духовные достижения и историю российского ислама за рубежом и российскую цивилизацию в целом, знакомить жителей России с достижениями исламской цивилизации, формировать яркую повестку медийного дискурса, стать важнейшим ресурсным центром для профильных вузов страны.