Предметные коллекции
Дайте мне музей, и я заполню его.
Пабло Пикассо
Петербургская научная школа по изучению ислама известна комплексным подходом, сочетающим глубокою филологическую подготовку, исследование рукописных и архивных первоисточников с одной стороны, со специальными знаниями, полученными в ходе полевой работы и изучением богатейших предметных и фотоиллюстративных коллекций с другой. Для сотрудников нашего Музея принципиальным представляется сохранение и развитие такого комплексного подхода.
Сегодня музейные коллекции, связанные с духовной культурой мусульманских народов, изучаются, прежде всего, в рамках историко-культурной и искусствоведческой проблематики. Программа нашего музейного проекта предусматривает также и соотнесение известных духовно-религиозных практик с их историко-этнографическими производными, выявленными в результате экспедиционных выездов. Предлагаемый подход впервые предполагает изучение музейных коллекций в контексте анализа внутренних закономерностей развития исламской цивилизации. В этой связи музейная программа предусматривает регулярное проведение полевых исследований с целью самостоятельного получения достоверных знаний о мусульманских народах и их культурах и приобретения музейных коллекций.
***
В рамках подготовки серии выставочных проектов 1994—2002 гг. (Париж — Нью-Йорк — Лугано — Зальцбург — Париж) мне довелось специально заниматься изучением двух превосходных списков космографии, составленной знаменитым врачом, астрономом, географом и литератором Абу Закарией ал-Казвини (1203—1283). Сочинение озаглавлено «Чудеса сотворённого и диковинки существующего». Прекрасно иллюстрированные рукописи, хранящиеся ныне в Институте восточных рукописей РАН, содержат описания как небесного (планеты, звезды, небожители), так и земного мира (минералы, растения, животные, человек). Это удивительное сочинение позволяет увидеть мир глазами мусульманского ученого-энциклопедиста, жившего в XIII веке. Несколькими годами позднее я оказался в кунсткамере города Галле, основанной в 1698 г. и представляющей единственное в Германии сохранившееся в целости музейное собрание эпохи барокко. Коллекция строилась на принципах энциклопедизма и состояла из традиционных разделов: зоологические и ботанические редкости, анатомические препараты, минералы, раковины, предметы истории и культуры народов мира… В библиотеке музея я смог поработать с первым каталогом собрания, снабженным изображениями экспонатов. Каково же было мое изумление, когда я увидел в нем многочисленные параллели с сочинением ал-Казвини и рукописями, которые мне довелось изучать!
Вскоре я оказался в Стамбуле. Много работал в знаменитом музее Топкапы, бродил по Капалы-чарши, знаменитому Большому базару, первому в мире моллу, основанному Мехмедом II-завоевателем сразу после взятия Константинополя в 1453 году. Тогда же от турецких коллег я узнал, что султан перевез в новою столицу и свою сокровищницу, поручив попечение над ней ученым знатокам древностей, редкостей и искусств. Если это так, то речь идет о создании первой «Кунсткамеры», объединившей сокровищницу и науку. Европа многое заимствовала у исламской цивилизации. Не исключено, что кабинеты редкостей, созданные в XVI—XVII вв. при многих королевских дворах Европы, также восходят к сокровищнице Мехмеда II. Тогда находят свое объяснение и параллели между каталогом из Галле и мусульманскими рукописями из Санкт-Петербурга. Эта интереснейшая тема еще ждет своего исследователя.
В качестве иллюстрации использован фрагмент работы «Таджикистан. Местные ремесленники» (1920-е гг.) выдающегося мастера советской документальной фотографии Георгия Анатольевича Зельмы (1906—1984).