Эпоха кино была встречена в России с громадным энтузиазмом. Уже в самом начале ХХ века были созданы первые русские документальные фильмы. Их авторами, как правило, были фотографы, быстро освоившие операторское мастерство и снимавшие, в том числе, и в Средней Азии, и на Кавказе, и в Поволжье. Среди этих людей был и Худайберген Деванов (1879—1940), оказавшийся в 1908 году в Санкт-Петербурге в составе хивинской дипломатической миссии. Здесь он освоил фото- и кинодело, приобрел необходимые материалы и оборудование. Вернувшись на родину, он в 1910 г. снял документальный киносюжет о выезде на фаэтоне хивинского хана Асфандияра. Вскоре последовали и киноленты, среди которых были «Памятники архитектуры нашего края» (1913 г.) и «Виды Туркестана» (1916 г.). В это же время кинокамеру стали осваивать и ученые-этнографы. В 1910—1912 гг. в Петербурге выходил ежемесячный журнал «Синематограф», полностью посвященный кино.

В 1920—1930-е годы Москва, унаследовавшая достижения русского радикального искусства предреволюционной эпохи и жившая мечтой о будущем, становится культурной столицей мира. Именно здесь выдающимися мастерами создавалось культовое кино. Здесь были сформулированы важнейшие лозунги и понятия новой киноэпохи: застать «жизнь врасплох», «мир без игры», «киноправда», «киноглаз» (Дзига Вертов, 1896—1954). Кино, как «важнейшее из искусств» рассматривалось государством прежде всего как средство агитации и пропаганды, при этом особое внимание уделялось кино документальному. В рамках такого подхода на рубеже 1920—1930-х гг. в СССР был разработан невероятный по своему размаху межведомственный проект — «Киноатлас СССР». Его задачей было не только показывать существующее положение дел, но и, в некоторой степени, сконструировать новую реальность. У истоков этого проекта стояли в том числе и выдающиеся ученые-этнографы. В СССР шла культурная революция, и важнейшей задачей проекта было объединение народов СССР в общем кинопространстве. Речь шла о самом тесном взаимодействии этнографии и кинематографии.

Среди разного рода киноработ, снятых в это время, были и просветительские короткометражные фильмы «По Самарканду» и «По Узбекистану», сделанные В. А. Шнейдеровым (1900—1973), известным всем советским людям как создатель и ведущий легендарной телепередачи «Клуб кинопутешествий», и работа жены и сподвижницы Дзиги Вертова Е. И. Свиловой (1900—1975) «Бухара» (1927 г.). Регулярно выходили выпуски киножурналов, в том числе таких, как «Советский Казахстан». В 1929 г. В. А. Туриным (1895—1945) по сценарию В. Б. Шкловского (1893—1984) был создан знаменитый фильм «Стальной путь (Турксиб)», входящий в список пятидесяти наиболее выдающихся документальных фильмов XX века. Несколько позднее вышли в свет работы Э. И. Шуб (1894—1959) «Турция на подъёме» (1937) и «По ту сторону Аракса» (1947). Этот поистине звездный список можно легко продолжить.

Вторая серия документальных киноработ была так или иначе связана с внешнеполитическими достижениями и акциями Советской России. Сюда можно отнести киноочерк М. В. Израильсона-Налетного (1894—?) «Афганистан» (1921), связанный с подписанием прорывного договора о мире между РСФСР и Афганистаном, и культурфильм антагониста Дзиги Вертова В. А Ерофеева (1898—1940) «Сердце Азии (Афганистан)», который был снят в 1929 г., продан в Германию и стал там кассовым рекордсменом. Его появление связано с афганским походом Красной армии (1929). Создание пяти фильмов В. А. Шнейдерова — «Эль-Йемен» (1929), «Мокко» (1930), «Сана» (1930), «Ходейда» (1930), «Ка-Яхуд», (1930) — стало результатом подготовки и подписания в 1928 г. первого двустороннего договора о дружбе и торговле между СССР и Йеменским Мутаваккилийском королевством

Одним из приоритетных направлений, предусмотренных научной программой нашего Музея, является поиск, оцифровка, изучение и публикация киноматериалов, связанных с культурой и историей исламских народов. Лишь в одном из отечественных киноархивов, Российском государственном архиве кинофотодокументов, находится более миллиона фотографий и около 250 тысяч киноплёнок (43841 наименование фильмов; из них снятых до 1917 года — 2491 единица хранения). Значительный и также практически неизученный и неописанный пласт этих материалов так или иначе относится к миру ислама.

Продолжая серию работ Международного центра исламских исследований МАЭ РАН, наш Музей приступил к созданию видеофильмов, посвященных музейным коллекциям, экспедиционным и выставочным проектам. В кинотеке Музея будет храниться и значительный видео архив его создателей.

В качестве иллюстрации использован фрагмент работы «Фархадская ГЭС» выдающегося мастера советской документальной фотографии Макса Пенсона (1893—1959).

Пролистать наверх