Деловая поездка Ефима Резвана и Анны Кудрявцевой на Бахрейн

BahreinДля директора ПМИК Ефима Резвана и члена Ученого совета Музея Анны Кудрявцевой последняя декада апреля оказалась связана с интересной и плодотворной работой в Манаме, столице Королевства Бахрейн. 23 апреля в национальном культурном центре им. Шейха Ибрахима б. Мухаммада Ал-Халифы  состоялась лекция Ефима Резвана «Коран в России: история, рукописи, исследовательские проекты», см. также репортаж газеты «Al Watan», одной из крупнейших в стране).

Для нас была исключительно ценна возможность личной встречи с шейхом Халифой б. Ахмадом Ал-Халифа, Президентом Управления по делам культуры и древностей Бахрейна, равно как и открытость возглавляемых им структур к сотрудничеству в ряде интересных проектов, возникших в ходе обсуждения с бахрейнскими коллегами.

Мы искренне признательны шейхе Май бт. Мохаммад Ал-Халифа, президенту Центра культуры и исследований шейха Ибрагима б. Мухаммеда Ал-Халифы, на протяжении многих лет занимавшей посты министра информации и министра культуры королевства, ведущему историку-культурологу Бахрейна и одному из крупнейших экспертов арабского мира в области музейного дела (на протяжении многих лет она возглавляла Арабский региональный центр культурного наследия ЮНЕСКО), за очень интересные и чрезвычайно продуктивные встречи, за искренность и открытость к диалогу, а также за предварительные договоренности о возможном взаимодействии в реализации ряда культурных инициатив.

С влиятельным представителем бизнес-сообщества Бахрейна г-ном Набилем Аджуром обсуждалась возможность организации в Санкт-Петербурге выставки, посвященной традиционному бахрейнскому женскому костюму, который известен, в частности, многовековой традицией золотной вышивки (ал-курар).

Мы благодарны за возможность взаимодействия с госпожой Фарьял Насс, известным дизайнером и общественным деятелем, основателем и руководителем организации, объединяющей молодых предпринимателей и предпринимательниц Бахрейна (Bahrain Entrepreneurship Organization – BEO).

Известный бахрейнский историк и антрополог доктор Мухаммад аз-Закри не только поделился с нами результатами своих последних работ, но и предложил интересную программу возможного взаимодействия.

Важной целью поездки был также сбор материала для книги Е. А. Резвана «От Марокко до Суматра», третьего тома серии «Мой мир ислама».

Калат ал-Бахрейн — самый известный археологический памятник острова. В 2005 г. он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став первым таким объектом в Королевстве. Несколько тысячелетий назад здесь была расположена столица цивилизации Дилмун. На руинах древней крепости португальцы построили форт, который защищал древнюю торговую гавань, сохранявшую свое значение на протяжении многих веков. Археологические раскопки, проводимые с 1954 г., позволили обнаружить подлинные сокровища в искусственном кургане высотой 12 м, содержащем семь слоев, возникших с 2300 года до н. э. по XVIII в. н. э. и связанных с жизнью и деятельностью касситов, греков, португальцев и персов. К сегодняшнему дню раскопано только чуть более четверти территории, и, несомненно, специалистов здесь ждут новые важные находки. Прекрасный музей, расположенный в непосредственной близости от форта, содержит удивительную по богатству археологическую коллекцию, обнаруженную в ходе раскопок.

Национальный музей Бахрейна, открытый в 1988 г., — замечательное «Введение» в многотысячелетнюю историю и культуру острова. Именно этот музей, как образец, был использован в ряде других стран Залива при создании аналогичных учреждений культуры. Посетители в первую очередь запоминают сокровища Дилмуна, но много интересного можно увидеть и в залах, связанных с рукописной традицией, традиционной и современной культурой жителей острова. 

Необычайно красив Национальный театр Бахрейна, расположенный рядом с Национальным музеем. Театральный комплекс, открытый в ноябре 2012 г., состоит из основного зрительного зала на 1001 место и театра-студии на 150 мест. Внутренняя отделка призвана создать атмосферу сказок «Тысячи и одной ночи». За годы, прошедшие после открытия, здесь гастролировали, в частности, балетные труппы Большого и Мариинского театров.

В музейном и культурном отношении очень динамично развивается остров Мухаррак, где до 1932 г. располагалась столица страны. Эта территория получила статус города-заповедника и является ведущим центром Королевства по сохранению, реставрации и устойчивому развитию архитектурных и археологических памятников. Именно здесь расположен упомянутый выше Центр культуры и исследований шейха Ибрагима б. Мухаммеда Ал-Халифы, усилиями которого здесь было отреставрировано 28 зданий традиционной архитектуры. Многопрофильные культурные пространства Центра используют самые современные музейные технологии. Здесь, безусловно, есть чему поучиться и российским, и европейским профильным институциям. 

«Он разъединил два моря (ал-бахрайн), которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. <…> Выходит из них обоих жемчуг и коралл <…> (Коран, 55:19— 22). «Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость, — может быть, вы будете благодарны!» (Коран, 16:14). На протяжении многих веков добыча жемчуга была не только экономической основой развития страны, но являлась и важной культурной традицией. Об этом рассказывает «Жемчужный путь» — крайне редкий пример успешного воссоздания торгово-экономической и культурной среды прошлого, удивительная попытка сохранения духа исторического города. Помимо трех мест добычи жемчуга у побережья, проект включает в себя 17 отреставрированных и музеефицированных зданий и крепость Калат-бу-Махир. Большинство домов представляют собой места, где некогда крупные бахрейнские торговцы жемчугом встречались с покупателями из Индии и Европы или же обсуждали собственное взаимодействие. Протяженность «Жемчужного пути» — три с половиной километра, общая площадь — 33 гектара. В 2012 г. он был включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Конечным пунктом маршрута является «Музей жемчуга», расположенный в одном из исторических зданий (Сийади маджлис) и получивший сразу после открытия престижную дизайнерскую премию.

Здесь нельзя не упомянуть профессора Николая Богоявленского (1870—1930), известного русского зоолога, приехавшего в 1902 г. на Бахрейн для сбора материалов по жемчужному промыслу, но, волею судеб, принявшего активное участие в дипломатической переписке между шейхами арабских эмиратов Залива и российскими официальными представителями (подробнее см.: Горячкин Г. В., Кислова М. А. Поездка Н. В. Богоявленского в арабские княжества Персидского залива в 1902 г. М., 1999.

Замечательно, что продолжает развиваться и обогащаться собрание Дома Корана, открытого в 1990 г. для показа в первую очередь частной коллекции д-ра ‘Абд ал-Латифа б. Джасима Кану. Здание, стилизованное под религиозный комплекс XII в., включает в себя собственно мечеть, библиотеку, лекционную аудиторию, медресе и музей, состоящий из десяти выставочных залов. Бывая здесь вновь и вновь, обязательно замечаешь что-то особенное, ибо в целом коллекция сегодня содержит порядка 10 тысяч единиц хранения, и это не только рукописи, но и образцы резьбы по дереву и камню, а также редкие печатные издания. В этот раз обратили на себя внимание рукописи Корана, украшенные перьями павлина в рамках традиции, существовавшей в Персии (на экспозиции представлены рукопись XII—XIII вв., выполненная восточным куфи и рукопись XIV в, переписанная изящным уверенным сульсом). В зале, посвященном переводом Священной книги, гостю из России сложно не заметить оригинальное издание перевода Корана Гордия Саблукова с параллельным арабским текстом, который восходит к петербургскому изданию 1787 г.

Мы искренне благодарим сотрудников музейных учреждений Бахрейна, в первую очередь Эсмеральду Каббани, директора культурных программ Центра культуры и исследований шейха Ибрагима б. Мухаммеда Ал-Халифы, за щедрую помощь в ознакомлении с культурными сокровищами страны.

В 40 км от Манамы посреди безводной пустыни Сахир, оплетенной сегодня сетью нефте- и газопроводов, стоит одинокое почти десятиметровое по высоте раскидистое мескитовое дерево (Prosopis cineraria), которое хочет увидеть практически каждый путешественник, прибывающий на Бахрейн. Едва ли не пятивековое по возрасту «Древо жизни» (шаджарат ал-хайат), известно не столько потому, что оно каким-то образом выживает в бесплодной пустыне (мескит — замечательный азотфиксатор, что дает ему возможность расти практически на любом грунте, и способен отращивать очень длинные корни, позволяющие добраться до глубоких водоносных горизонтов), сколько потому, что оно сохранилось так долго. Именно такая продолжительность жизни естественным образом спровоцировала появление преданий о том, что это — последнее дерево Эдемского сада. О Бахрейне, как месте расположения рая, свидетельствует серия древнейших источников, включая вавилонский миф о сотворении мира и эпос о Гильгамеше. Представляется, что сегодня на основании научных разработок, реализованных в России, имеется возможность предложить новое понимание истории появления и почитания «Дерева жизни». Вспомним, например, Коран, 98: 8: «Воздаянием им у их Господа — сады Адна, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там навсегда», равно как и один из важнейших результатов работы группы археологов Советско-Йеменской комплексной экспедиции, связанный с древним путем миграции из Африки через Аравию, подтвержденным впоследствии реконструкцией ранних миграций человека по данным исследования митохондриальной ДНК (согласно теории прибрежных миграций, человек первоначально расселялся из Африки на восток вдоль побережья, и смог, в частности, пересечь Залив, двинувшись в Индию и далее).

Шейхе Май бт. Мухаммад Ал-Халифа принадлежат слова о том, что «Бахрейн некогда был гаванью Древнего мира, и мы стараемся и сегодня сохранить эту характеристику, защищая и взращивая культурное разнообразие, развивая диалог культур». Абсолютно очевидно, что безусловные научные и культурные достижения королевства последних десятилетий связаны именно с последовательной реализацией преимуществ этой концепции.

Такая насыщенная и результативная программа поездки стала возможной лишь благодаря содействию Чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Королевстве Бахрейн А. В. Скосырева, а также Т. Н. Скосыревой и вторых секретарей Посольства Т. В. Спириной и А. Ф. Керимова. Спасибо вам большое!

1
Шейх Ибрагим б. Мухаммед Ал-Халифа (1850—1933) — один из наиболее видных деятелей в истории культуры и науки Бахрейна
2
На лекции Ефима Резвана
2а
Книги шейхи Май бт. Мохаммад Ал-Халифа. Подарок автора
3
Калат ал-Бахрейн — самый известный археологический памятник острова
3a
Первый зал музея Калат ал-Бахрейн
4
В этом кувшине, обнаруженном в 1970 г. недалеко от Северного вала, содержится около 310 серебряных тетрадрахм, имитирующих официальные монеты времен Александра Македонского, использовавшиеся в империи Селевкидов. Сегодня считается, что эти тщательно выполненные имитации были отчеканены во II веке до н. э. в региональной мастерской, местонахождение которой до сих пор не установлено. На лицевой стороне двух типов монет изображен Александр в образе Геракла, а на оборотной — сидящая фигура. Денежный клад, посвященный, Шамсу (Шамашу), главному божеству, которому поклонялись в то время в Восточной Аравии, является одним из самых значительных открытий, связанных с историей острова в эллинистический период, когда он был известен под греческим названием Тилос.
4а
Печати-штампы, изготовленные из мягкого камня (хлорита или стеатита), являются одними из наиболее известных и репрезентативных артефактов цивилизации Дильмун. Строго персонализированные печати-штампы служили важным инструментом ведения торговли и использовались как частными лицами, так и государственными служащими. Глиняные оттиски с печатей подтверждали совершение сделки, право собственности или подлинность товара.
5
Национальный музей Бахрейна
6
В зале Национального музея, посвященном древней истории страны
6а
Фигурка всадника. Терракота. Погребальное подношение. Поздний Дилмун, около 1000—800 гг. до н.э.
7
Школа. В зале Национального музея, посвященном традиционной культуре Бахрейна
8
‘Аббас ал-Мусави. Симфония пятидесяти красок. Национальный музей Бахрейна
9
Национальный театр Бахрейна
10
Выставочный зал «Дом Ибн Матара» — один из объектов Центра Ибрагима б. Мухаммада Ал-Халифы
11
Выставка «За пределами нити», которая демонстрируется в «Доме Ибн Матара», посвящена использованию текстиля и связанных с ним практик в качестве средства художественного самовыражения. Она представляет работы шести художников, так или иначе связанные с экологией, колониальной историй и личными судьбами.
12
Интерьер небольшого музейного кафе (один из объектов Центра Ибрагима б. Мухаммада Ал-Халифы)
13
Калат-бу-Махир. В нынешнем виде форт был построен в 1840 году, хотя его происхождение, вероятно, связано с португальским укреплением XVI в., которое в свою очередь было основано на месте, активно использовавшимся со времен Омейядов или ранних Аббасидов. Форт — отправная точка пешеходного маршрута «Жемчужный путь»
13а
Солнечный дворик одного из маджлисов на «Жемчужном пути»
14
Интерьер Дома Фахру. Начало XX в.
15
Музей жемчуга. Конечный пункт «Жемчужного пути»
16
Один из экспонатов Музея жемчуга
17
Тавваши, специалисты по торговле жемчугом, обладали разнообразными знаниями о жемчуге, владели множеством источников информации о постоянных и возможных торговых партнерах, умели оценивать жемчуг с использованием нескольких весовых систем. В своей работе они использовали специальное оборудование для сортировки и оценки жемчуга. В витрине Музея жемчуга представлен сундук, в котором хранился как сам жемчуг, так и необходимое снаряжение, включая специальные гирьки из халцедона и латуни; весы, особое сверло для прокалывания жемчужин, специальный совок для пересыпания жемчуга, сита для его сортировки по размеру, оценочная книжка, используемая для работы с мелким малоценным жемчугом.
18
Экспонаты Музея жемчуга
19
Дом Корана
20
Персидская рукопись Корана XII—XIII вв., выполненная восточным куфи (VI джуз’), Экспонат Дома Корана
21
Персидская рукопись Корана XIV в (XVIII джуз’), переписанная изящным сульсом. Экспонат Дома Корана
22
Коран. Перевод с арабского языка Г. С. Саблукова. Третье издание. Казань, Центральная Типография, 1907 (Был переиздан в России в 1991 г.). Экспонат Дома Корана.
23
«Последнее дерево Эдемского сада»
24
Автор обзора под под «Древом жизни»
1
Шейх Ибрагим б. Мухаммед Ал-Халифа (1850—1933) — один из наиболее видных деятелей в истории культуры и науки Бахрейна
1
Шейх Ибрагим б. Мух…
2
На лекции Ефима Резвана
2
На лекции Ефима Рез…
2а
Книги шейхи Май бт. Мохаммад Ал-Халифа. Подарок автора
Книги шейхи Май бт. …
3
Калат ал-Бахрейн — самый известный археологический памятник острова
3
Калат ал-Бахрейн — …
3a
Первый зал музея Калат ал-Бахрейн
3a
Первый зал музея Ка…
4
В этом кувшине, обнаруженном в 1970 г. недалеко от Северного вала, содержится около 310 серебряных тетрадрахм, имитирующих официальные монеты времен Александра Македонского, использовавшиеся в империи Селевкидов. Сегодня считается, что эти тщательно выполненные имитации были отчеканены во II веке до н. э. в региональной мастерской, местонахождение которой до сих пор не установлено. На лицевой стороне двух типов монет изображен Александр в образе Геракла, а на оборотной — сидящая фигура. Денежный клад, посвященный, Шамсу (Шамашу), главному божеству, которому поклонялись в то время в Восточной Аравии, является одним из самых значительных открытий, связанных с историей острова в эллинистический период, когда он был известен под греческим названием Тилос.
4
В этом кувшине, обн…
4а
Печати-штампы, изготовленные из мягкого камня (хлорита или стеатита), являются одними из наиболее известных и репрезентативных артефактов цивилизации Дильмун. Строго персонализированные печати-штампы служили важным инструментом ведения торговли и использовались как частными лицами, так и государственными служащими. Глиняные оттиски с печатей подтверждали совершение сделки, право собственности или подлинность товара.
Печати-штампы, изго…
5
Национальный музей Бахрейна
5
Национальный музей…
6
В зале Национального музея, посвященном древней истории страны
6
В зале Национально…
6а
Фигурка всадника. Терракота. Погребальное подношение. Поздний Дилмун, около 1000—800 гг. до н.э.
Фигурка всадника. Т…
7
Школа. В зале Национального музея, посвященном традиционной культуре Бахрейна
7
Школа. В зале Нацио…
8
‘Аббас ал-Мусави. Симфония пятидесяти красок. Национальный музей Бахрейна
8
‘Аббас ал-Мусави. С…
9
Национальный театр Бахрейна
9
Национальный театр…
10
Выставочный зал «Дом Ибн Матара» — один из объектов Центра Ибрагима б. Мухаммада Ал-Халифы
10
Выставочный зал «Д…
11
Выставка «За пределами нити», которая демонстрируется в «Доме Ибн Матара», посвящена использованию текстиля и связанных с ним практик в качестве средства художественного самовыражения. Она представляет работы шести художников, так или иначе связанные с экологией, колониальной историй и личными судьбами.
11
Выставка «За преде…
12
Интерьер небольшого музейного кафе (один из объектов Центра Ибрагима б. Мухаммада Ал-Халифы)
12
Интерьер небольшог…
13
Калат-бу-Махир. В нынешнем виде форт был построен в 1840 году, хотя его происхождение, вероятно, связано с португальским укреплением XVI в., которое в свою очередь было основано на месте, активно использовавшимся со времен Омейядов или ранних Аббасидов. Форт — отправная точка пешеходного маршрута «Жемчужный путь»
13
Калат-бу-Махир. В ны…
13а
Солнечный дворик одного из маджлисов на «Жемчужном пути»
13а
Солнечный дворик о…
14
Интерьер Дома Фахру. Начало XX в.
14
Интерьер Дома Фахр…
15
Музей жемчуга. Конечный пункт «Жемчужного пути»
15
Музей жемчуга. Коне…
16
Один из экспонатов Музея жемчуга
16
Один из экспонатов …
17
Тавваши, специалисты по торговле жемчугом, обладали разнообразными знаниями о жемчуге, владели множеством источников информации о постоянных и возможных торговых партнерах, умели оценивать жемчуг с использованием нескольких весовых систем. В своей работе они использовали специальное оборудование для сортировки и оценки жемчуга. В витрине Музея жемчуга представлен сундук, в котором хранился как сам жемчуг, так и необходимое снаряжение, включая специальные гирьки из халцедона и латуни; весы, особое сверло для прокалывания жемчужин, специальный совок для пересыпания жемчуга, сита для его сортировки по размеру, оценочная книжка, используемая для работы с мелким малоценным жемчугом.
17
Тавваши, специалис…
18
Экспонаты Музея жемчуга
18
Экспонаты Музея же…
19
Дом Корана
19
Дом Корана
20
Персидская рукопись Корана XII—XIII вв., выполненная восточным куфи (VI джуз’), Экспонат Дома Корана
20
Персидская рукопис…
21
Персидская рукопись Корана XIV в (XVIII джуз’), переписанная изящным сульсом. Экспонат Дома Корана
21
Персидская рукопис…
22
Коран. Перевод с арабского языка Г. С. Саблукова. Третье издание. Казань, Центральная Типография, 1907 (Был переиздан в России в 1991 г.). Экспонат Дома Корана.
22
Коран. Перевод с ар…
23
«Последнее дерево Эдемского сада»
23
«Последнее дерево …
24
Автор обзора под под «Древом жизни»
24
Автор обзора под по…

Пролистать наверх