Передачу городом здания для нужд Музея мы планируем ознаменовать показом проекта с рабочим названием «Ал-Камил». Речь идет об оригинальной музыкально-хореографической композиции, исполненной в полуразрушенных интерьерах особняка архитектора А. П. Брюллова (Кадетская линия, д. 21).
АЛ-КАМИЛ
(пластическое действо для танцовщика, балабана (дудука), гуслей, скрипки и контрабаса)
Я повелеваю: пусть в каждом доме бьётся подобие сердца,
к нему можно приблизиться, отойти, покинуть и возвратиться.
Без сердца нет дома.
Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель
Вся реальность от начала до конца исходит
от одного только Бога и к нему возвращается
Ибн ал-‘Араби
Разрушенные интерьеры комнат, сумрачные коридоры представляют собой дольний мир и прах, из которого обретает неясные очертания человек. Его Всевышнего творца представляет свет. Божественное присутствие достигается освещением различной степени интенсивности. В тусклом свете плоть кажется бесформенной и вязкой. Человек и его тень как будто расплываются и кажутся одним целым. Постепенно свет становится ярче, а человеческие движения — более осмысленными. Человек обретает свой соразмерный облик, способность легко двигаться, видеть, слышать и познавать. Всевышний вдыхает в свое совершенное творение от своего духа – яркой вспышки божественного света. Тело человека на тёмном фоне словно испускает струящийся лунный свет. Движения становятся властными и резкими. Человек начинает исследовать лабиринты мироздания, наполняя их своим присутствием и тем самым оживляя их. На этом пути человек являет объединённые в нём сферы духовного, рационального и физического. Видимый мир ужасает и восхищает его, он то замирает, то стремительно бежит. Тень человека насыщается контрастом на фоне испещрённых трещинами стен. Она следует за ним в едином ритме, но постепенно отделяется и начинает действовать вне человеческой воли. Тень — это тёмная личность человека, его низменная, охваченная страстями душа. Сияющий божественный дух в человеке вступает в борьбу с отбрасываемой телом чёрной тенью, которая то пугающе увеличивается в размерах и искажается, то истончается и почти исчезает, и тогда человек словно сливается с разрушающимся миром. Но человек побеждает в себе свою тёмную сторону. Он приближается ко Всевышнему, попадает в бесконечный зеркальный коридор и соприкасается с мощной волной белого света, заполняющего всё пространство. Человек постигает свое сокровенное предназначение быть сотворцом Всевышнего и в каждом мгновении преобразовывать и совершенствовать вселенную согласно Божественному промыслу.
***
Совершенный человек
В основе идеи лежит представление о «совершенном человеке» (ал-инсан ал-камил) — проточеловеке чистого сознания и истинной идентичности, которое в суфийской метафизике является важнейшим понятием, объясняющим кораническую концепцию иерархического статуса человека над тварным миром. Представления о совершенном человеке, зародившиеся и получившие развитие в доктрине неоплатонизма, в гностической и христианской философии, наиболее глубоко и подробно были рассмотрены в сочинении одного из самых известных теоретиков суфизма, уроженца испанской Мурсии Ибн ал-‘Араби (1165—1240). Совершенный человек — венец бесконечного акта творения, истинной целью которого выступает желание Бога быть познанным. Единство бытия божественного и человеческого объясняется через метафору бесконечного зеркального коридора, в котором отражается взаимное созерцание самопроекции Бога и его творения. Совершенный человек, как мост, соединяет сверхчувственный и физический миры, являясь выражением божественной воли. Достижение человеком совершенства возможно лишь через восхождение по ступеням познания и преодоление тяготения к страстям низшего порядка. Согласно Ибн ал-‘Араби ал-инсан ал-камил есть духовный полюс (кутб), вокруг которого вращаются все сферы сущего, как материальные, так и духовные. «Поэтому он — священный свиток, в котором соединились прекрасная душа, сошедшая из горнего мира, и безобразная телесная оболочка, принадлежащая миру дольнему». Этот идеал проявился в Сулеймане / Соломоне, которому подчинялись джинны и который владел языком животных и птиц; в ‘Исе / Иисусе, который оживлял мертвых; в Хидре, бессмертном учителе суфиев, образ которого вобрал в себя черты разных мифологических персонажей доисламского Ближнего Востока и, конечно же, в пророке Мухаммаде.
***
Музыка
Пьеса, созданная в форме дастгяха (основного жанра традиционной музыки Ирана и Азербайджана), начинается с импровизационного «шумового», диссонирующего вступления контрабаса, символически отражающего хаос («безвидность и пустоту» (Бытие 1: 2) в библейской терминологии), предшествующий началу творения.
Контрабасовый хаос постепенно перерастает в гармоничные аккорды гуслей, символизирующие Свет и Божественное присутствие.
Вступающий балабан (рапсодический свободный стиль — 1-ый импровизационный раздел) символизирует творение из праха гармоничного и прекрасного человека. А вступившая скрипка — «вспышку» Божественного света.
1-ый рэнг — минор (ритмизованный раздел дастгяха) — Человек исследует лабиринты мироздания.
2-ой импровизационный раздел — скрипка. «Бой с тенью» Борьба с искушениями и страстями
2-ой рэнг — (мажор Tutti) победа над темной стороной. Человек становится сотворцом Всевышнего.
***
Основные участники проекта
Идея «оживления дома танцем» — Игорь Панков
Либретто — Анна Кудрявцева
Композитор — Владимир Шуляковский
Хореограф-исполнитель — Антон Дорофеев
Режиссер — Игорь Волынский
Ведущий оператор — Иван Голубков
Продюсер — Ефим Резван
На фото — Антон Дорофеев