НАШ ЛАНГАР

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Борис Пастернак. Золотая осень

Я сижу у окна в старом петербургском музее. Сейчас четыре часа пополудни, но уже темно. Окно — в крупных каплях дождя, которые, словно драгоценные камни, играют светом от фонарей и фар проезжающих машин. «По данным синоптиков, в пятницу местами ожидаются порывы западного, северо-западного ветра силой 15—20 м/с, передаёт 19 ноября пресс-служба петербургского МЧС. Сильные порывы уже повалили два светофора и сорвали обшивку с крыш. На дорогах сложная обстановка, местами гололедица. Ночью обещают небольшой дождь, утром и днем — небольшой мокрый снег…»

В Ташкенте тоже холодно сейчас, но зато солнечно. Я представляю распахнуто-широкие проспекты и улыбающиеся лица моих друзей. Совсем скоро, 21 ноября здесь в галерее «Bonum Factum» состоится открытие выставки «Шаджара».

Ташкент, ул. С. Азимова, дом 20 А, тупик-3. Я не был там никогда, но смутно представляю, что это где-то между Академией наук и католическим Собором Святейшего сердца Иисуса. Выставка — один из итогов экспедиции по маршруту «Бухара — Лангар — Гилан — Джейнау, которая проходила с 5 по 12 октября 2020 года, и была посвящена поискам истоков и традиций народного ислама. Экспедиция была организована галерей при поддержке Швейцарского Бюро по сотрудничеству посольства Швейцарии в Узбекистане.

Я искренне радуюсь за своих коллег, которые прошли по столь знакомому нам маршруту, вдыхали тот же воздух, видели те же горы, обедали в тех же придорожных кафе, и, может быть, встречались с теми же людьми, что и мы. Первый раз я оказался там в 2001 году при помощи своих друзей из Французского института по изучению Центральной Азии и содействии молодых узбекских коллег. В древнем мазаре Катта-Лангара я держал в руках листы одного из старейших списков Корана в мире, в Лангар-Ата потомственный хваджа ‘Абдукаххарходжа ‘Абдукадырходжаев показывал нам шаджару братства ‘Ишкиййа, мы много работали в древних мазарах и мечетях, фотографировали документы, записывали предания…. Тогда удалось проследить связь между переселением на рубеже XIV—XV веков с территории Афганистана в пределы современного Узбекистана арабов, деятельностью братства ‘Ишкиййа, и появлением здесь важнейших исламских реликвий, среди которых был и «Коран ‘Усмана». Именно поэтому важнейшей целью экспедиций 2004 и 2005 годов оказался для нас арабский кишлак Джейнау. Предки живущих там ныне людей и принесли когда-то с собой древний список Корана, четки Пророка и его хирку, являющуюся символом власти в исламе. Потом были фильмы, выставки, книги, интересная этнографическая коллекция, подаренная участниками экспедиции Петербургской Кунсткамере…

Я очень горжусь успехом монографии «“Коран ‘Усмана” (Катта-Лангар, Санкт-Петербург, Бухара, Ташкент)», собравшей множество отечественных и зарубежных призов и премий. Прекрасно помню, с каким энтузиазмом мы в 2004 году монтировали в Кунсткамере выставку «Jeynov — «Мы пришли» (арабы Узбекистана: образы традиционной культуры)», которая потом с большим успехом была показана в Финляндии, как встречали узбекских друзей в Петербурге и снимали фильм «Араб из Джинау»…. Так или иначе, материалы этих экспедиций стали впоследствии частью других больших проектов, в первую очередь выставки «Грёзы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары» (2006) и фильма «Хафтранги. Райский сад: семь цветов»…

***
В кабинете полумрак, только зеленая лампа на письменном столе. В черном питерском оконном стекле отражается экран монитора:

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

На экране — замечательные фотографии Татьяны Фёдоровой, деятельной участницы наших экспедиций, хранящей сегодня их фотолетопись. Я смотрю на яркие полные жизни фотографии, потом — на сверкающие дождевые капли, медленно стекающие вниз, и вспоминаю наши чудесные поездки. На персидском, таджикском и дари «лангар» означает якорь. Это слово входит составной частью во множество названий поселений и рек на карте Средней Азии. Для всех нас, так или иначе причастных к замечательно результативным, насыщенным и радостным экспедициям тех лет, творческое и полное оптимизма время тоже стало одним из очень важных якорей, которые не раз помогали удержать на плаву наш общий корабль.

Ефим Резван и Татьяна Фёдорова

НАШ ЛАНГАР

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Смотрите также:

В поисках Корана ‘Усмана (2003)

Араб из Джинау (2007)

Хафтранги. Райский сад: семь цветов (2007)

Десять видеоминиатюр к выставочному проекту «Jeynov — «Мы пришли» (арабы Узбекистана: образы традиционной культуры)» доступны на канале Ефима Резвана «Коран и его мир»

Пролистать наверх